Нужно принимать людей с Востока – правозащитница
С каждым днем все больше и больше людей выезжают из Луганской и Донецкой области. Похищения и расправы со стороны сепаратистов, а также вероятность погибнуть в ходе активизации боевых действий подталкивают население покидать родные города и отправляться в другие регионы страны. При этом ни у кого нет четкого понимания того, как они будут жить вне дома и когда смогут вернуться назад.
Ранее Страйк писал о том, что вывоз беженцев с Востока организовывали простые люди, рискую при этом своей жизнью. На данный момент правозащитники сообщают о создании властями нескольких коридоров для эвакуации мирных жителей. В тоже время государственной программы для беженцев с Востока по-прежнему нет.
Страйк попросил рассказать активистку инициативы Восток-SOS Юлию Красильникову о том, с какими угрозами сталкиваются люди на Донбассе и каким образом жители других областей Украины могут им помочь.
С какими нарушениями прав человека сталкиваются сейчас на Востоке Украины?
Сейчас люди находятся в опасности, они должны покидать свои дома, они не знают, куда им ехать, к кому обращаться за помощью. Нет никакой государственной программы, не определен их статус. Что касается людей, которые остаются на месте, подвергаются нападениям, ограблениям, мародерству, попадают в плен. Проукраинские активисты преследуются, людей похищают, людей избивают. Люди, которые попадают в плен, не имеют возможности на месте получить медицинскую помощь. Также пострадавшие военные не могут получить нормальную медицинскую помощь. В областной больнице постоянно дежурят вооруженные люди и их преследуют.
Известно ли количество людей, которые сейчас находятся в плену?
Сложно говорить. Очень мало информации поступает о похищенных. О некоторых специально не говорят. В Луганске непосредственно находятся несколько десятков человек. Но это только Луганск. По области в разных городах также существует практика похищения людей для допросов, для пыток, для обменов. И сейчас невозможно определить цифры.
А сколько людей выехало в другие регионы Украины?
Это десятки тысяч. И люди продолжают выезжать. Кто выезжает самостоятельно, кто обращается в общественные инициативы. К нам в Восток-SOSобратились полторы тысячи человек. То есть, это непосредственно те, кто обратились к нам.
Функционируют ли коридоры для выезда населения или люди выезжают на свой страх и риск?
Часто едут на своей страх и риск. Есть организованные выезды из Славянска и Краматорска. И в ближайшее время будет делаться еще коридоры из того же Славянска и других городов, где ведутся боевые действия.
Могут ли жители из других областей Украины как-то помочь переселенцам пока не будет создана государственная программа?
Можно и нужно предлагать свое или какое-то другое, если есть, жилье. Нужно принимать этих людей. Есть несколько общественных инициатив, есть государственные координационные центры. Нужно туда сообщать о том, что люди готовы помочь. Также есть разные фонды, которые собирают минимальные средства на оплату дороги людям, на организацию выездов, на питание на первые дни. Это все сейчас очень важно и что, по сути, не координируется сейчас государством. В этом можно помочь.