Централизованной эвакуации людей с опасных территорий нет – Восток-SOS
После обострения ситуации на востоке Украины резко возросло число жертв среди местного населения. Города и поселки, которые ранее были мирными, подпали под обстрелы, и вновь поднялся вопрос о необходимости полноценной эвакуации. Соцпортал попросил координатора Восток-SOS Юлию Красильникову рассказать о положении мирного населения в прифронтовой зоне и возможностях покинуть опасную территорию.
В каких населенных пунктах ситуация сей час наиболее острая?
Сложная ситуация сейчас в Мариуполе, Станице, Крымском, Трехизбенке, Счастье и окрестностях Донецка. Там много пострадавших, погибших. Ситуация напряженная и только ухудшается.
Проводится ли централизованная эвакуация?
К сожалению, централизованной эвакуации сейчас нет. Есть попытки организовать помощь людям в Мариуполе, но это, скорее, расселение тех, у кого пострадало жилье, или же помощь раненным. По сути, эвакуации сейчас нет. Особенно критическая ситуация на оккупированной территории. Кроме того, что нет эвакуации, сейчас еще и введена система пропусков, и люди не могут выехать, даже если они хотят.
То есть, самовольно покинуть опасную зону тоже проблематично?
Да, только своими силами, если это украинская территория. Если это территория так называемых «ЛНР» и «ДНР», то там все совсем сложно. Нужно каким-то образом получить пропуск, а это не простая процедура.
Насколько безопасно самостоятельно покидать территорию?
Конечно, это в любом случае небезопасно. Но в данной ситуации это лучше, чем оставаться в обстреливаемых городах и поселках. Дороги безопасной сейчас нигде нет, и случиться может что угодно. Но все равно лучше попытаться выехать, чем оставаться в опасной зоне.
Относительно эвакуации детей. Какой-то программы в этом плане тоже нет?
К сожалению, нет. Только какие-то отдельные случаи самоорганизации на местном уровне, при поддержке местных администраций. Но это единичные случаи, а говорить о какой-то массовой эвакуации сейчас не происходится, к сожалению.
Каковы настроения людей – большинство собирается уезжать или оставаться?
Люди, особенно в прифронтовых зонах, где состоянии постоянного конфликта длится уже полгода и не меняется, привыкли, что они живут под постоянными обстрелами. Они за это время, скорее всего, уже ни один раз пытались выехать. Возвращались, потому что не находилось нормального жилья в другом районе, получали дополнительный стресс во время выезда и теперь готовы оставаться, рискуя собой, жизнью детей и родственников. Но, в целом, особенно в районе Мариуполя, где такой напряженной ситуации раньше не было, началась легкая паника и многие действительно хотят и пытаются выехать.
Какие сейчас есть у волонтеров возможности помочь?
Помочь возможность есть. Множество волонтерских организаций, которые работают еще с лета, наработали определенные механизмы, опыт. Они примерно друг друга знают и перенаправляют друг к другу людей. Имеют понятие, кто в какой сфере и в каком районе помогают. Это более-менее работает. Но, конечно, помощи очень мало.
Если говорить об эвакуации, то это то, что требует определенных затрат, ресурсов, которых, чаще всего, у волонтеров нет. Тот же транспорт в больших количествах. Это то, что есть у власти. Волонтеры помогли бы это организовать, имея ресурсы. А власть имеет ресурсы, но почему-то этого не делает. Есть постоянный конфликт, когда волонтеры понимают, что они могли бы сделать гораздо большее, но они бессильны. Например, потому что нет помещений, куда они могли бы вывозить людей. При этом многие пустые помещения, которые можно было бы использовать для временных поселений, не задействованы. Нет возможности использовать какой-то государственный транспорт. И поэтому помощь во многом обрывочная, маленькая, хотя могла бы быть гораздо большей, если ее организовать и скоординировать с государством.
Источник: socportal.info