В Киеве прошел круглый стол, посвященный годовщине принятия спецзакона для переселенцев
Спецзакон для переселенцев на этой неделе отметил свою годовщину. Принятый с полугодовым опозданием, он не полностью отвечал вызовам времени тогда, и тем более не отвечает им сейчас.
20 октября в Киеве прошел круглый стол, посвященный годовщине принятия спецзакона. Его участники подвели промежуточные итоги действия данного закона, обсудили его недостатки и дальнейшие планы по развитию украинского законодательства в сфере защиты прав переселенцев.
По словам координатора благотворительного фонда Восток-SOS Александры Дворецкой, большинство нормативно- правовых актов для местных органов власти касались создания системы регистрации и учета переселенцев, контроля за перемещением людей, ограничения выплат пособий и пенсии. Акты, касающиеся обеспечения прав внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), были приняты не в полной мере – например, нет документов об обеспечении переселенцев жильем, хотя подобная норма прописана в законе.
Участники круглого стола отмечали, что главной проблемой на данный момент является отсутствие единой государственной долгосрочной стратегии в отношении переселенцев. Людям тяжело спланировать свою дальнейшую жизнь без четкого ответа государства – остаются ли они на новом месте, или нет. Как отметила представительница Уполномоченного по правам человека по вопросам внутренне перемещенных лиц Жанна Лукьяненко, стратегия должна быть гибкой и соответствовать мировым стандартам.
— Согласно международным нормам в программе должны быть приняты долгосрочные решения. Понятно, что в Украине не может быть ситуации – или все возвращаются, или все остаются, или все перемещаются. Должны быть альтернативы, например, если человек укоренился, то ему надо помочь интегрироваться. При этом мы можем поспособствовать тем, кто захочет вернуться на освобожденные территории после того, как будет восстановлена территориальная целостность Украины, – отметила Лукьяненко.
Необходимость создания долгосрочной программы социализации переселенцев была прописана ещё в переходных положениях закона о ВПЛ, и должна была быть принята ещё в январе 2015 года, но этого не случилось. Более того, программа является достаточно узконаправленной, и не затрагивает всех необходимых вопросов. Кроме того, как сообщил Qiriminfo начальник управления организации соцзащиты потерпевших вследствие ЧС Минсоцполитики Сергей Марущенко, на данный момент в рамках указа «Про утверждение стратегии в сфере прав человека» рабочими группами под руководством Минюста разрабатывается план действий для реализации блока Стратегии (до 2020 года) по вопросам внутренне перемещенных лиц.
Представитель омбудсмана Михаил Чаплыга также говорил о единой стратегии в вопросах переселенцев и упомянул о необходимости создания единого государственного органа в этой сфере.
— Мы долго настаивали, в том числе обращались в Кабинет Министров, чтобы был создан единый государственный орган который бы отвечал за эту политику. Необходимо четко понять, кто за что отвечает, – сказал Чаплыга.
При офисе омбудсмана был создан своеобразный аналог подобного органа – ресурсный центр помощи ВПЛ. Фактически, это стало дискуссионной площадкой для общественных организаций, занимающихся помощью переселенцам. На ней отрабатываются решения, которые в дальнейшем поступают в органы власти для совершенствования своей работы.
Экспертами обсуждались и иные вопросы, требующие законодательного урегулирования. По словам главного консультанта комитета ВР по вопросам прав человека Юрия Бузницкого, есть категория граждан, которой не занимается ни государство, ни общественные организации. Это жители так называемой «серой зоны», находящей вдоль линии соприкосновения с оккупированными территориями. По факту, в прифронтовых городах нормально не функционируют органы государственной власти, большие проблемы с теплом, водой и светом. Для жизни на таких территориях тоже требуются нормативно правовая база, которой попросту нет.
Поднимался вопрос уязвимости переселенцев из Крыма. Как сообщила юрист общественной инициативы КрымSOS Виктория Савчук, крымские переселенцы имеют свои специфические проблемы. Например, большие сложности вызывает замена паспорта гражданами с крымской пропиской. Первичное получение паспорта по достижению 16 лет также усложнено, так как многие сотрудники ДМС отказываются принимать документы из-за того, что есть проблемы с проставлением штампа о регистрации в Крыму. Затруднено продление пенсии жителям Крыма, потому что для это требуется пенсионное дело, которое необходимо или вывезти с оккупированной территории, или запросить его у российских пенсионных органов в Крыму.
В итоге участники рабочего стола пришли к мнению, что текущий закон не до конца соответствует требованиям сегодняшнего дня, и приняли решение о создании рабочей группы для подготовки новых нормативно правовых актов и совершенствования законодательной базы.