Милан Зайцев: “Показательный дом интернат в Константиновке – перспектива для Украины “
Так сложилось, что Константиновскому дому-интернату для граждан пожилого возраста и инвалидов выпала удача представлять Донецкую область как наиболее современное учреждение такого типа. Уже в течение почти семи лет его посещают журналисты, им гордятся чиновники, а работники привыкли к гостям.
Благотворительная организация «Благотворительный Фонд «Восток-SOS» также посетил интернат, оказав гуманитарную помощь в виде продуктов питания и товаров гигиены для жителей заведения в рамках проекта «Улучшение условий жизни внутренне перемещенных лиц и населения, пострадавшего от конфликта в Украине». Это стало возможным при содействии международной организации «Diakonie Katastrophenhilfe» и финансовой поддержке Министерства иностранных дел Германии.
Коротко в историю дома-интерната нас посвящает старший фельдшер Александр Ассаф, работающий здесь с первого дня 11 ноября 2009 года, уже шесть с половиной лет:
– На месте дома-интерната ранее находился заводской профилакторий, который снесли и уже на его месте построили современное здание. Полностью государственный проект. Стоимость на то время около 30 миллионов, если помню верно. В области такой интернат, наверное, один. Когда его открывали, сюда приезжали и Тимошенко, и кого тут только не было, постоянные гости. Но это мы так попали – показательное заведение вплоть до морга и холодильников. – Говорит Александр.
Интернат рассчитан на 115 мест, сейчас в нем живут 94 подопечных. Открылся и существует целиком за счет госбюджета, как бы велико по финансированию это не казалось. Здесь два трехэтажных корпуса. Из каждого блока по два-три запасных и пожарных выхода, поэтому по началу легко заблудиться. Есть два лифта. В коридорах же ощущается необычный простор и ухоженность.
– Условия у нас хорошие, комнаты есть на разное количество жителей, в каждой санузел, – описывает заведение заместитель директора Людмила Ткаченко.
– В ванной комнате имеем подъемный кран, чтобы купать лежачих. На третьем этаже специальные кровати для лежачих больных. Питание четырехразовое. В принципе, снабжение продуктами достаточное. Но самая большая трудность с памперсами – никогда лишними не бывают.
Причина последнего для украинских домов-интернатов лежит в единой статье расходов на памперсы и медикаменты. В связи с инфляционными процессами, удорожанием медикаментов, администрациям заведений хотелось бы больше развития в этой сфере, т.к. зачастую им приходится жертвовать одним из этих пунктов, выбирая более важное.
Проводим небольшую экскурсию, организованную руководством.
– У нас приезжают творческие, цирковые коллективы, музыкальная школа, поздравляют подопечных, – социальный работник описывает разностороннюю деятельность в доме-интернате. – Есть и собственные кружки: вышивания, оригами, кружок мягкой игрушки, женщина которая им занималась, к сожалению, недавно умерла. Вареники лепим, голубцы делаем и запеканки – ну кто сейчас из пенсионеров может так питаться?
Заходим в комнату на двух человек:
– Живем прекрасно, уважают нас, – говорит Борисовна. – Поем песни.
На этаже есть молитвенная комната, недалеко церковь, куда жители ходят.
– Батюшка к нам приходит на все праздники церковные, обряды, требы проводит, причащает. – рассказывают работники интерната. – Паски, воду святит, отпевает всех, кто у нас умирает – все как положено.
Люди молоды душой, а значит никогда не поздно. О чем это? – В учреждении даже две женитьбы было. Первая пара оказалась не промах – дедушке 80 лет, бабушке 88.
Константиновку не оминула оккупация пророссийскими силами на несколько месяцев, но активных боев в городе не было. Перебоев с обеспечением интерната во время боевых действий также избежали.
Но не всем в Донбассе так посчастливилось. С 7 августа 2014 года в учреждение начали переезжать эвакуированные с оккупированных территорий переселенцы – из Амвросиевки и расформированного интерната в Горловке. Всего сейчас 32 человека.
Заходим в комнату одного из таких переселенцев – инвалида 1 группы Виталия. Сегодня он получил новую электроколяску и страшно счастлив. Виталий радо рассказывает свою историю скитаний, порожденную войной:
– Я переселенец из Горловки, а сюда приехал из Донецка. Было так – поехал в 15-ую реабилитационную больницу подлечиться, а назад уже все – Горловский интернат начали расформировывать. Все рассчитались и людей стали рассовывать по больницам. Мне человек выслал денег, я взял машину, хотел через Путиловский мост поехать – не пустили, через Макеевку – не пустили. Назад поехали в Донецкий интернат, там прожил с 4-го по 18-ое августа. Обзвонил волонтеров, нашли автобус для моего вывоза. Я ведь на коляске, а она большая – в машину, никуда не влазит. В тот день все же удалось прорваться.
– Как блокпосты проехали?
– А у меня из документов была только выписка из больницы, без паспорта, без ничего. Ну на меня глянули: коляска сзади, и я сижу. Да и махнули рукой.
У мужчины не работает рука и нога, потому вынужден передвигаться на инвалидной коляске. Срок службы старой (восемь лет) прошел, ей уже девять с половиной. Но наконец Министерство социальной защиты обрадовало Виталия – до него дошла новая электроколяска.
– Я заказал какую мне надо, – описывает процедуру мужчина. – Ведь это по правилам: человек заказывает коляску, которая ему удобна, подходит. Вот эту я взял и доволен. Девять с половиной лет я мучился – спина устает, ноги затекают, а в этой чувствую себя хорошо.
Старший фельдшер Александр Ассаф продолжает свой рассказ о жизни в заведении:
– Лечение подопечных и процедуры проводятся по назначению врача. У нас только один врач и медсестры. Есть стоматологический кабинет, но, прямо говоря, самого врача на полставки найти сложно. Да и вообще доктора – проблемное место интернатов. У нас работают узкие специалисты, приезжающие из поликлиники: окулисты, хирурги, травматологи. Иногда случаются переломы, ведь люди старые. Так что есть у нас грузопассажирский автомобиль «Соболь», на котором возим в поликлинику на прием к врачам, которые не могут к нам приехать или какие-то срочные случаи.
Самой старой подопечной дома-интерната была дама, прожившая 101 год.
– Но память – позавидует каждый! Рассказывала нам интересно о своем прожитом веке, – вспоминает Александр.
– А так разный возраст у жителей: есть молодые инвалиды, люди одинокие, которые по медицинским показаниям утратили способность к самообслуживанию. Есть молодой парень, который передвигается на электроколяске, не может себя обслуживать после пережитой автомобильной аварии. Ну и конечно пожилые люди. Те, которым более 70 лет – считаются гериатрические подопечные.
– Штат работает уже давно, все местные, как таковой текучки у нас нет. Коллектив чудесный, дружный. Все начинали с того, что при открытии учреждения расставляли мебель и кровати, все носили – и младшие медсестры, и средний персонал, и хозчасть. Все принимали подопечных.
Примечательно и печально одновременно, что на территории интерната находится, по сути, единственный рабочий в Константиновке морг. Так, две городские больницы, имеющие морги, либо не оборудованы холодильной камерой, либо та не в состоянии постоянно быть включенной.
А в интернате – газовое отопление с импортным оборудованием, просторные и уютные помещения, дружный коллектив. Чего еще его жителям нужно?
– Многие люди пережили трагедии, но по уходу, по всему условия здесь хорошие, даже, возможно, лучше, чем другие себе могут позволить, – говорят работники дома-интерната.
Остается пожелать нашему государству продолжать движение по улучшению социальной сферы. С показательного учреждения нужно брать пример, но вызовов еще огромное количество. И интернаты – только часть общественной жизни.